У фестиваля Сургутской филармонии «Зелёный шум» большое будущее. К гадалке не ходи.
Международный молодёжный фестиваль искусств «Зелёный шум» отгудел в Сургуте всего в третий раз, но окончательно убедил в том, что появился неслучайно. Это не разовая акция, которую организовала Сургутская филармония для привлечения к себе внимания, а серьёзный проект. Он самодостаточен, не провинциален, с впечатляющим, хоть и небольшим прошлым и многообещающим будущем. Во многом за это стоит говорить спасибо президенту фестиваля «Зелёный шум» — великолепной пианистке Екатерине Мечетиной. Именно благодаря ей, например, стало возможным беспрецедентное событие – вечер балета с легендарным Владимиром Васильевым. Впрочем, не будем забегать вперёд, а расскажем о четырёх вечерах искусства по порядку. Тем более, что каждый из концертов фестиваля действительно этого заслуживает.
Стало хорошей традицией торжественно открывать фестиваль концертом участников программы «Звёзды XXI века». В 2015 году эстафетную палочку подхватили Михаил Почекин (скрипка, Москва) и Александр Рамм (виолончель, Москва). В первом отделении вместе со «старожилом» фестиваля – Симфоническим оркестром Сургутской филармонии (дирижёр – заслуженный артист России Денис Кирпанёв) молодыми солистами была исполнена музыка Йозефа Гайдна и Феликса Мендельсона.
Прозвучавший Концерт №1 для виолончели с оркестром до мажор, HOB VII:1, ещё раз убедил, что Рамм действительно глубоко проникает в замысел композитора. Его артистическая индивидуальность подарили зрителям незабываемую встречу с произведением великого классика.
Мендельсон в исполнении Почекина тоже не оставил никого равнодушным. Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64 прозвучал не только виртуозно, но и невероятно чувственно. За спиной у музыкантов внушительный «послужной» список и, несмотря на свою молодость, они лауреаты многочисленных международных конкурсов, сотрудничающие с прославленными коллективами, музыкантами и дирижёрами.
«На «Зелёном шуме» выступают молодые таланты, которые ещё не успели забронзаветь. Когда мы создавали фестиваль, то сразу договорились, что мы первые их забираем в Сургут, а уже потом происходит то, что уже было предрешено – эти музыканты становятся настоящими звёздами в мире классической музыки», — рассказывает директор Сургутской филармонии Яков Черняк.
Слова Черняка не настолько патетичны, как кажется на первый взгляд. Наблюдать за творческим ростом «зелёношумовцев» без гордости действительно невозможно. Например, певица Венера Гимадиева (сопрано, Москва), которая выступала на фестивале в 2013 году, уже нарасхват. В её списке побед «Золотая маска» и плотный концертный график, в который Сургуту уже не так просто попасть.
Впрочем, мы отвлеклись. Уже третий звонок и нам надо спешить на второе отделение концерта. Ни один «Зелёный шум» не обходится без выступления Екатерины Мечетиной. Мало того, что она блестяще ведёт все концерты в рамках фестиваля, но также неизменно радует своим исполнительским талантом. Вместе с Симфоническим оркестром Сургутской филармонии она блестяще исполнила Концерт №3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30 Сергея Рахманинова. Происходящее на сцене сложно описать словами. Невероятно многогранное произведение композитора, в котором весь оркестр (не говоря уже про солиста) должен играть не только телом, но и сердцем, полностью обнажая душу, прозвучало фантастически хорошо.
Казалось, что в пианистку что-то или кто-то вселился (как говорила потом Мечетина, это просто концерт Рахманинова такой). Вселился он и во всех зрителей. Все сидели как заворожённые.
Ещё в одном из самых ярких моментов фестиваля тоже не обошлось без участия Екатерины Мечетиной. Впрочем, при всём к ней уважении, главным действующим лицом второго концерта, конечно же, стал народный артист СССР и России Владимир Васильев. Вместе с шестью артистами балета: Иваном Алексеевым и Дарьей Хохловой (Москва), Михаилом Тимаевым и Амандой Гомес (Казань), Дмитрием Антиповым и Ярославой Нагумановой (Красноярск) — Васильев провёл на сцене Сургутской филармонии настоящий творческий вечер. Причём, если снова воспользоваться предыдущим эпитетом, обнажил душу маэстро настолько, насколько это вообще возможно.
Помимо показательных номеров: от самостоятельных танцевальных постановок до па-де-де из балетов с конферансом от маэстро, один из лучших танцовщиков мира, несмотря на свой почтенный возраст, танцевал. Под проникающую в каждую клеточку тела «Балладу №1» Фредерика Шопена, исполняемую Мечетиной, вместе с грациозной балериной Дарьей Хохловой, Васильев рассказал танцем о своей личной трагедии. Пожалуй, произошедшее на сцене филармонии в этот вечер под занавес концерта по-настоящему бесценно.
Легенда балета в возрасте 75 лет играл невероятно трогательную роль, роль в которой много слёз об ушедшей жене – балерине Екатерине Максимовой, отчаянья и одиночества. Однако, несмотря на это, роль красивую и вызывающую восхищение.
С самого своего создания «Зелёный шум» не пытался на кого-то равняться. Конечно, какие-то ориентиры есть у каждого молодого проекта, но цели сделать «кальку» никто не преследовал. Оттого и получился он не только самобытным, но и в какой-то степени экспериментальным. Проект с каждым годом не только меняет форму (от своего рода музыкальной мастерской до фестиваля с убедительной афишей с яркими звёздами), но и жанрово расширяется.
Так, например, третий фестиваль «обзавёлся» не только балетом, но и джазом. Почётная миссия быть первой досталась безупречной молодой леди, отличнице Российской академии музыки имени Гнесиных, успешной джазвуман и творческой хулиганке, избравшей для себя в джазе такой инструмент, как тромбон, Алевтине Поляковой. Вместе со своей группой «Солнечный ветер» (контрабасистом Макаром Новиковым, пианистом Артёмом Третьяковым и барабанщиком Игнатом Кравцовым) она обещала продемонстрировать, каким должен быть подлинный джаз. И продемонстрировала! Впрочем, к счастью, только джазом дело не ограничилось. В насыщенной программе концерта нашлось место не только стандартам, но и русским романсам, а также авторским песням Алевтины Поляковой. Покорило акапельное исполнение «Я ли в поле да ни травушка была» на музыку Петра Чайковского и слова Ивана Сурикова, вызвала приятные эмоции авторская песня «Нарисуй меня». Стоит отдать должное не только самой Поляковой, которая мастерски владеет голосом и тромбоном, но и всем музыкантам. Они показали высший пилотаж. Ещё больше в этом можно было убедиться на джейм-сейшене, который состоялся после концерта в арт-кафе Сургутской филармонии. Помимо Алевтины Поляковой и группы «Солнечный ветер» на сцене импровизировали сургутские музыканты. Мероприятие проходило в рамках офф-программы фестиваля, которая также включали в себя мастер-классы Екатерины Мечетиной для юных сургутских дарований.
Завершающим аккордом стал ещё один традиционный для «Зелёного шума» концерт – выступление лауреатов Международного телевизионного конкурса «Щелкунчик». На сцене большого зала при участии Симфонического оркестра Сургутской филармонии (стоит отдать должное коллективу – за четыре дня им было исполнено семь совершенно разных концертов) выступили юные виртуозы, демонстрирующие высочайший уровень исполнительского мастерства. Мария Зайцева (виолончель, Москва) исполнила Концерт № 1 для виолончели с оркестром ля минор, соч.33 Камиля Сен-Санса, самая юная участница третьего «Зелёного шума», десятилетняя Маргарита Гладышева (скрипка, Барнаул) — Концерт № 2 для скрипки с оркестром ре минор, соч. 22 Генриха Венявского.
Владислав Хандогий (фортепиано, Минск) покорил блестящим прочтением Концерта № 9 для клавира с оркестром ми-бемоль мажор «Jeunehomme», KV 271 Вольфганга Амадея Моцарта, а любимец сургутской публики, который не пропустил ещё ни одного «Зелёного шума», пианист Никита Коровин исполнил Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 124 Ференца Листа.
Фестиваль «Зелёный шум» набирает обороты. В этом году четыре концерта в его рамках посетило около трёх тысяч человек. Уже сейчас известно, что IV Международный молодёжный фестиваль искусств будет продолжать расширяться. Причём не только жанрово, но и, скорее всего географически. На пресс-конференции, посвящённый открытию «Зелёного шума» директор департамента культуры ХМАО-Югры Надежда Казначеева предложила «повторить» некоторые концерты фестиваля и в других городах округа. Прежде всего, в столице региона – Ханты-Мансийске.
«Есть одна идея. Я узнала, что в Сургуте есть молодые композиторы. Мне кажется, необыкновенно интересно представить их на следующем «Зелёном шуме». Я бы очень хотела, чтобы в том или ином формате этот концерт состоялся. Я бы сама с удовольствием что-то выучила из произведений сургутских композиторов. И думаю, что мои коллеги тоже с интересом отнеслись бы к этой идее. Но пока это только моя идея, и она будет обсуждаться с моими коллегами, которые вместе со мной делают этот фестиваль», — рассказала в одном из интервью Екатерина Мечетина.
Что ж, будем ждать, что нового нам приготовит весной 2016 года «Зелёный шум». Судя по тому, как стремительно и одновременно органично он развивается — нас снова удивят.
Wait a bit, our translators still working...
(Подождите немного, наши переводчики трудятся)